Афазия у детей (расстройства развития речи)


Афазия у детей (расстройства развития речи)
- нарушения формирования механизмов речи у детей, обусловленные задержкой или повреждением развития речевой функции. Предполагается, что упомянутые нарушения вызваны задержанным биологическим созреванием головного мозга в дородовом периоде жизни, во младенчестве и раннем детстве. Указывается, что упомянутые расстройства являются самостоятельной патологией, не детерминированной определёнными очаговыми повреждениями головного мозга, невротическими факторами, умственной отсталостью, детским аутизмом, тревогой, депрессией и влиянием средовых факторов. Значительная часть таких пациентов с возрастом достигает нормального или удовлетворительного уровня речевого развития, но происходит это значительно позже, чем даже у “поздно говорящих” нормальных детей. Типичными считаются серьёзные трудности в овладении чтением, общением, снижение темпа интеллектуального развития, а также вторичные или сопутствующие эмоциональные и поведенческие проблемы (невербальное поведение, пытливость, потребность в общении при этом не нарушены). Характерны постоянное, точнее, представленное в разной степени регредиентое течение, собственно ремиссий и рецидивов не бывает. Аналогичные нарушения могут быть при иной патологии (олигофрения, аутизм, сенсорные нарушения, дефицит внимания, социальная депривация, аффективные расстройства, невроз, регрессия речи, синдром Ландау - Клёффнера, то есть приобретённая афазия с эпилепсией –см.), но в этом случае речевые нарушения рассматриваются как основные или сопутствующие симптомы основного заболевания. Различают следующие нарушения речевого развития таковы (МКБ-10).

1. специфическое расстройство развития артикуляции речи - задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с очаговой патологией умственным недоразвитием и иной определённой психиатриатрической и неврологической патологией. В норме способность произносить большинство звуков речи приобретается к 6-7 годам, в 11-12 лет дети безошибочно произносят практически все звуки родной речи. В возрасте 4 лет речь нормально развивающегося ребёнка легко понимается незнакомыми ему людьми. При патологии дезартикуляция речь детей является трудной для понимания окружающими людьми даже в возрасте после 4 лет. В речи таких детей отмечается много пропусков, подмен, искажений фонем; искажения звуков могут зависеть от их сочетания. У ряда пациентов значительные нарушения артикуляции сохраняются и в зрелом возрасте. Синонимы: Расстройство артикуляции, Функциональное расстройство артикуляции, Лепетная речь, Дислалия, Расстройство фонологического развития.

2. расстройство развития экспрессивной речи - задержанное развитие в использовании выразительной разговорной речи, не связанное с очаговой патологией, умственной отсталостью, иной определённой неврологической и психиатрической патологией. Звукопроизношение и понимание чужой речи могут быть существенно не нарушены. К 3 годам при значительном нарушении в речи детей отсутствуют отдельные слова, а также фразовая речь из 2 слов. Позднее такое нарушение проявляется такими признаками: 1. ограниченный активный лексикон; 2. избыточное использование небольшого набора общих слов; 3. трудности в подборе нужных слов и синонимов; 4. “проглатывание” слов, неполное их произношение; 5 незрелая структура фраз; 6. ошибки синтаксиса, особенно отсутствие флексий и приставок; 7. дисграмматизмы в виде отсутствия (неправильного использования) предлогов, местоимений, спряжений глаголов и склонений имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений; 8. чрезмерно обобщённое употребление правил экспрессивной речи; 9. отсутствие плавности в произношении предложений; 10. трудности в последовательном пересказе впечатлений прошлого. Эти и подобные нарушения представляют, пользуясь отечественной терминологией, психопатологические синдромы речевого дизонтогенеза. Приведённое описание не снимает всей остроты проблемы разграничения расстройства как с нормой (в случаях индивидуального замедленного развития речи), так и с другими психопатологическими синдромами, в которые включены указанные признаки нарушения развития экспрессивной речи. Сининимы: Дисфазия, Афазия, связанная с развитием, экспансивный тип.

3. расстройство развития рецептивной речи - задержанное развитие у детей понимания чужой речи, не связанное с локальной патологией мозга, умственной отсталостью, иной определённой психиатрической и неврологической патологии. Обычно бывает нарушена и экспрессивная речь, нередко - артикуляция речи. Отмечается высокий уровень сопутствующих эмоциональных, коммуникативных и поведенческих расстройств, нарушений умственного развития, социализации. В целом большинству таких пациентов свойственны беспрепятственное социальное взаимодействие; нормальные ролевые игры и динамика их развития, адекватное обращение к родителям за получением помощи. Использование невербальных средств общения нарушены относительно легко. Нередко выявляется некоторое снижение слуха на высокие тона звука, но её степень считается недостаточной для того, чтобы вызвать нарушение речи. Значительная степень нарушения проявляется следующими признаками: неспособностью 1. реагировать с первого дня рождения на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик; 2. идентифицировать названия нескольких повседневных предметов к 18 месяцам; 3. следовать простым вербальным инструкциям в возрасте 2 лет. В более тяжёлых случаях обнаруживаются: 1. неспособность понимать значение грамматических структуры (таких, как отрицание, вопросы, просьбы, сравнения и др.); 2. непонимание более тонких аспектов речи (щначения тона голоса, жестов говорящего, его мимики и др.). У ряда пациентов признаки данного расстройства, выраженные в разной степени, сохраняются и в зрелом возрасте. Синонимы: Афазия, Дисфазия развития, рецептивный тип; Словесная глухота, Врождённая слуховая невосприимчивость; Афазия Вернике, связанная с развитием.

Основными методами лечения указанных расстройств развития речи является речевая терапия.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "Афазия у детей (расстройства развития речи)" в других словарях:

  • Афазия — МКБ 10 F80.080.0 F80.280.2, R47.047.0 МКБ 9 …   Википедия

  • РЕЧИ РАССТРОЙСТВА — (англ. speech disorders) распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение нормального развития речи у детей, вызванные различными заболеваниями. Р. р. возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АФАЗИЯ — (от греч. а отрицат. частица и phasis речь), расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей. А. необходимо отграничить от некоторых расстройств речи у душевнобольных, к рые иногда… …   Большая медицинская энциклопедия

  • МКБ-10: Класс V Психические расстройства и расстройства поведения — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… …   Википедия

  • F80.2 Расстройство рецептивной речи — Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно звукового произношения.… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

  • МКБ-10: Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… …   Википедия

  • МКБ-10: Код F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… …   Википедия

  • МКБ-10 Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… …   Википедия

  • МКБ-10: Класс V — В Викитеке есть тексты по теме МКБ 10: Класс V Класс V (F)  раздел …   Википедия

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.